МОУ Сунская ОШ - группы общеразвивающй направленности с. Янишполе

Образовательная программа

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD d5ebbc5b512a9063e2ae1f69cfdf25e6.jpg

 

Содержание

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка.

1.1.Цели и задачи деятельности групп общеразвивающей направленности. 

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы.

1.3.Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

1.4.Планируемые результаты освоения Программы.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Особенностиосуществления образовательного процесса.     

2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с  направлениями развития ребенка, представленнымив пяти  образовательных областях.     

2.3.Формыорганизации, средства, способы реализации программы.

2.3.1.  Формы организации работы с детьми пообразовательной области  «Физическоеразвитие».

 2.3.2. Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

2.3.3.  Формы работы с детьми по образовательнойобласти «Речевое  развитие».

2.3.4.  Формы работы с детьми по образовательнойобласти «Познавательное развитие».

2.3.5.  Формы работы с детьми по образовательнойобласти  «Художественно - эстетическоеразвитие».   

 2.4. Способы поддержки детской инициативы восвоении Программы. 

2.5.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.    

 2.6.Система работы по взаимодействию с семьямивоспитанников.    

 2.7.Специфика климатических, национальных,социокультурных и иных условий. 

 2.8.Система взаимодействия с другими учреждениями (социальными партнерами).

III.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.   

3.2.Материально-техническое обеспечение Программы.

3.3.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

3.4.Организация режима дня (режима пребывания детей в группах).

3.5.Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий.

3.6.Организацияразвивающей предметно-пространственной среды.

IV.КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

1)возрастные категории детей, на которых ориентирована Программа

2)используемые Примерные программы

3)характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

I.ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

           Деятельность групп общеразвивающей направленности МОУ Сунская ОШ в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.Основная образовательная программа дошкольного образования групп общеразвивающей направленности МОУ Сунская ОШ (далее – Образовательная программа, Программа) разработана в соответствии с требованиями:

-Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 

-действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

-другими нормативными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом  Основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В, Солнцевой и др.(2014). 

Программа является нормативно-управленческим документом и согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования) и организацию образовательной деятельности  в группах и обеспечивает построение целостного педагогического процесса,направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка по образовательным областям: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое,художественно-эстетическое. Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее –ФГОС ДО) и раскрывает принципы, методы, приемы, порядок организации совместной деятельности детей и взрослых, способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста,обеспечивающая разностороннее развитие воспитанников.

Программа направлена на:

    - создание условий развития детей,открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

    - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития (образовательным областям):

·        социально-коммуникативное развитие;

·        познавательное развитие; 

·        речевоеразвитие; 

·        художественно-эстетическое развитие;

·        физическое развитие. 

Программа является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:

    - определяет содержание образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов групп;

    - способствует адекватности интегративного подхода в содержании образования, взаимному проникновению различных видов предметности в разных видах и формах детской деятельности.

    - способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде;в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении.

    - обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах ОУ, право на гарантию качества получаемых услуг.

 Условия реализации образовательной программы:

    1. управление реализацией программы;

    2. создание и обновление предметно-развивающей среды;

    3. использование различных форм сотрудничества с семьей;

   4.   преемственность в работе с начальной школой;

   5.   взаимодействие с другими учреждениями (социальными партнерами).

 Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела –целевой, содержательный и организационный. 

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в группах.

Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы ОУ; образовательного запроса родителей; видовой структуры групп.

 1.1.Цели и задачи деятельности групп

Цель Образовательной программы:  обеспечение содержания и организации образовательного процесса, направленного на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими в дальнейшем образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Для достижения целей Программы поставлены следующие задачи:

1.     охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2.     обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3.     обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4.     создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими детьми, взрослыми и миром;

5.      объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека,семьи, общества;

6.     формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7.     формирование социо-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностям детей;

8.     обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Программа основывается на положениях: 

 1)фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста(учет зоны ближайшего развития ребенка, непроизвольности психических процессов,сенситивных (оптимальных) периодов для развития новых качеств психики и личности дошкольника и др.);

2)научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций,содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

3)действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

 Программа направлена на:

 - создание условий развития ребенка,открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видам деятельности;

-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

  Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

    - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

    - создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,что позволяет растить их общительными, добрыми и любознательными,инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;

    - максимальное использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

    - творческая организация образовательного процесса;

    - вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; -  уважительное отношение к результатам детского творчества;

    - единство подходов в воспитании детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

    - соблюдение в работе групп и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста,обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.    

   Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:

1)совместную деятельность взрослого и детей,

2)самостоятельную деятельность детей.  

 1.2.Принципы и подходы к формированию программы

Программа строится на основе следующих принципов, обозначенных в ФГОС ДО:

·        Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

·        Индивидуализация образования. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

·        Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений.

·        Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

·        Сотрудничество  с семьей.

·        Приобщение детей к социокультурным традициям семьи, общества, государства.  Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

·        Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

·        Учет этнокультурной ситуации развития детей.

·        Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека. 

·        Самоценность детства – рассмотрение детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. 

·        Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

·        Взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества для обогащения детского развития.Установление партнерских отношений не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям, к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов,экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и медицинской поддержки в случае необходимости.

 Программа разработана в соответствии с принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют педагогическому коллективу эффективно реализовывать поставленную цель и задачи:

1.       Личностно-ориентированный и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Уважение личности ребенка.

2.       Развивающее обучение:

  Главная цель дошкольного образования – развитие ребенка. Обучение, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором происходит передача взрослым и присвоение ребенком социального опыта, ведет за собой развитие. Таким образом, образование должно строиться на зоне ближайшего развития ребенка. 

  Связь информации, полученной от взрослого с информацией, добытой самими детьми; организация разнообразного детского опыта и детских открытий; специальный отбор взрослым развивающих объектов для самостоятельной детской деятельности.

  Насыщение детской жизни новыми яркими впечатлениями, «неясными» знаниями, образами,представлениями, которые намечают дальнейшие горизонты развития.

   Отбор образовательного материала с учетом возможности применения полученной информации в практической деятельности детей.

  Систематическая и целенаправленная поддержка педагогами различных форм детской активности и инициативы.

  Ориентация в образовательном содержании на актуальные интересы ребенка, склонности и способности. 

  Интеграция содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.Принцип интеграции реализуется через: интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей; интеграция деятельности специалистов.

3.       Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских видов деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.

4.      Принцип адаптивности реализуется через: адаптивность предметно-развивающей среды к потребностям ребенка дошкольного возраста,обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья,полноценное развитие; адаптивность ребенка к пространству группы и окружающему социальному миру.

5.      Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.

 Методологической основой организации дошкольного образования в группах являются следующие подходы:

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД (Л.С. Выготский) к развитию психики ребенка:

 Развитие определяется как «…процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития».

Принципы:

 - Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

 - Учет зоны ближайшего развития (сегодняшняя зона ближайшего развития станет для ребенка уровнем его актуального развития).

-Среда является источником развития ребенка (одно и то же средовое воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу их различных возрастных особенностей).

 - В качестве основных условий полноценного развития ребенка выступают: общение между ребенком и взрослым и нормальное развитие (созревание и функционирование) нервной системы ребенка.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.

В дошкольном возрасте деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной,только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.Расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфических детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка.

 ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

  Деятельность рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются(перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.Для ребенка дошкольника ведущим видом деятельности является игра, в которой формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности:символическая функция, воображение и фантазия, целеполагание, умственный план действия, произвольность поведения и др. (Приложение 1).

 1.3.  Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

   ОУ ориентировано на создание благоприятныхусловий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,подготовка ребенка к жизни в современном обществе.        При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей(социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;художественно-эстетическое развитие; физическое развитие) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.  В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

 Возрастная характеристика детей 1-2 лет

Постепенно совершенствуется ходьба, исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижных играх и плясках дети начинают координировать свои движения.      

На втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности,свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).      

Интенсивно формируется речь, понимание речи окружающих опережает умение говорить. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам.После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.    

 Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу года из 2-3 действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения,обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно».

 Общение со взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб,желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.    

 На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. 

Возрастная характеристика детей 2-3 лет

Физическое развитие  Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках,спрыгивают с нижней ступеньки.

 Социально-коммуникативное развитие Для 2-х летних детей характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени,употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «ясам».  Для детей 3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.  Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения.  У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией   с именем и полом.  Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет.  Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и др. Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны.  Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами - заместителями. Для детей 3х летнего возраста игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.  

Речевое развитие В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.  Возрастает количество понимаемых слов.  Интенсивно развивается активная речь детей. 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строит простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.  Активный словарь достигает 1000-1500 слов.  К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. 

Познавательное развитие  В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и рече-двигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов.Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания -очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само.  Основной формой мышления становится наглядно-действенное. 

Художественно-эстетическое развитие  В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности   является рисование и лепка.  Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.   Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» -  и отходящих от нее линий.

В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку,выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения.  Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.

Возрастная характеристика детей 3-4 лет

Физическое  развитие 3-х летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег,лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу.  Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.  К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд);перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.)  с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой). Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. 3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой,салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

Социально-коммуникативное развитие К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные  симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь,утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление,удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения)способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность(«Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые(самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать,делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью,кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым. Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны,имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Речевое развитие    Общение ребенка в этом возрасте ситуативно,инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.  Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи.  Возможны дефекты звукопроизношения. 

Познавательное развитие В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке.  Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки,предметы-заместители   и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие.  В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой».  Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный,пассивный   характер.  По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом.  Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Конструктивная   деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу.  Ребенок может заниматься, не отрываясь,увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.  

Художественно-эстетическое развитие Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет,звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете.  В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны.  У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы.  Замысел меняется по ходу изображения.  Дети уже могут использовать цвет.  Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка.  Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы.  В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, создают аппликацию из готовых геометрических фигур.  Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

 В музыкально-ритмической деятельности ребенок3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку.  К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы,петушка и т.п.  в движениях, особенно под плясовую мелодию.  Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах(барабан, металлофон).  Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей. 

 Возрастная характеристика детей 4-5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»),а также креативности.

Физическое развитие   В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными,мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях,быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.)средней величины (или пуговицы) на толстую леску. В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.  Социально-коммуникативное развитие К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого,сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами   вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.  Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.  В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки,правила игры и т. п.)  -  проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.

Речевое развитие  Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.  Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.  Ведущим становится познавательный мотив.  Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.   В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция.  Речь становится предметом активности детей.  Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.  Интерес вызывают ритмическая структура речи,рифмы.  Развивается грамматическая сторона речи.  Дети занимаются словотворчеством   на основе грамматических правил.  Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Познавательное развитие В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных  сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека),профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира.  К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.  Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине,цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.  Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает   развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания.  Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей.  Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Художественно-эстетическое развитие На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом ит.д.  У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками.  Продолжает развиваться воображение.  Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.  Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы.  Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища,глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывани япредметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной,цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

К5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка,подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте).  Дети делают первые попытки творчества.

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

 Физическое развитие Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость.  Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются уд етей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера.  Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий»и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук.  Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.

Речевое развитие Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чУвств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических,пантомимических) средств.  Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.  Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Познавательное развитие Впознавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета,формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются.Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточныецветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годамдети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десятипредметов разных по величине.  Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта.  Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.  5-6 лет - это возраст творческого воображения.  Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории.  Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Конструирование характеризуется   умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность.  Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора.  Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала.  Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.  Дети могу конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного   материала.

Социально-коммуникативное развитие Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевыеконтакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельнообъединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий.  В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам(женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.  Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.  Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и«периферия».  В игре дети часто пытаются контролировать друг друга -  указывают,как должен вести себя тот или иной персонаж. Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.  В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно.Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.

  Художественно-эстетическое развитие В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет).  Старший возраст – это возраст активного рисования.  Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации.  Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированными пропорциональным.  По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение.Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.

 Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку.  Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия.  Дошкольники могут петь без напряжения,плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения:полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.

 Возрастная характеристика детей 6-7 лет

 Физическое развитие К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы.  Его тело приобретает заметную устойчивость,чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми,ловкими, подвижными.  В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения. У семилетних детей отсутствуют лишние движения.Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений). Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера.  Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).  Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой,маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Социально-коммуникативное развитие К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства,умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний,если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и«должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами —включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.). В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей,отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т.п.  Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.  Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.  При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем (например, ребенок обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель - мама). Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль,сохранив при этом роль, взятую ранее. Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей;способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно«эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

Речевое развитие Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи -  монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.     У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,лексика. Развивается связная речь.  В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,антонимы, прилагательные и т.д. 

Познавательное развитие Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться   навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.  Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.  Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации,приводящими к стереотипности   детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.  У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям.  Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.   К  7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений,так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка.  В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.

Художественно-эстетическое развитие   В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают   более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама идочка, комната и т.п.  При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.  Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.   Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер:ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.     

Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.  Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное произведение.  Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя).  Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.

1.4.Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и  представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

 Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

  Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает название бытовых предметов (ложки,расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

 Владеет активной и пассивной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

 Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

 Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.

 Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

  У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазание, перешагивание ипр.).

 У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

 Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

 Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует сосверстникам и и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

  Ребенок обладает развитым воображением,которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре;ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

 Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

 У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

 Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

  Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстниками,интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,естествознания, математики, истории и  т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

  Ребенок знает и любит свой город, способен осмыслить историю и культуру своего города, республики в контексте мировой истории и культуры. Имеет сформированную гражданскую позицию.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

 Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой ОУ по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.  Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования. 

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых ОУ.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Целевые ориентиры, представленные в Программе:

 не подлежат непосредственной оценке;

 не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; 

  не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

  не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; 

 не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. 

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе

21 января 2023 в 09:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.