МОУ Сунская ОШ - группы общеразвивающй направленности с. Янишполе

Программа Воспитания

 bb63bbfc8d1a2e1759f336dd592e801f.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка................................................................................................................... 3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

1.1. Особенности воспитательного процесса............................................................................. 5

1.2. Цель программы воспитания........................................................................................... 6

1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания............. 8

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

2.1.  Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей................... 11

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса..................................................... 11

2.3. Направления реализации программы воспитания.......................................................... 12

2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы ....................................... 15

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания........................ 17

3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы............................. 17

3.3. Материально-техническое обеспечение реализации программы.............................. 18

3.4. Календарный план воспитательной работы.................................................................. 19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы дошкольного образования МОУ Сунская ОШ. Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020года № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся  « При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещенана сайт еhttps://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо2025 года».

Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Программа  призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6.ФГОСДО).

В центре Программы воспитания находится личностное развитие воспитанников и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. Для того чтобы эти ценности, правила и нормы осваивались ребёнком, они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы групп:

- ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания; 

- ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания; 

- ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания; 

- ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания;

- ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания;

- ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. 

Реализация  Программы  основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений. 

Программа воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный. К Программе прилагается Календарный план воспитательной работы.

РАЗДЕЛ 1.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

 1.1. Цель и задачи программы воспитания

В соответствии с ФГОС ДО, Основной образовательной программой дошкольного образования МОУ Сунская ОШ, целью является обеспечение полноценного и радостного проживания детьми периода детства, как уникального периода развития и формирования личности ребенка через поддержку естественных процессов развития, воспитания и обучения. Исходя из этого, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как человек, семья, отечество, труд, здоровье, природа, знания, культура), общая цель воспитания – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 

2. овладение первичными представлениями о базовых для нашего общества ценностях, а также о нормах и правилах поведения; 

3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. 

 Конкретизация цели воспитания определяет следующие общие задачи воспитательной работы, выполнение которых необходимо реализовывать на этапах дошкольного образования:

1. Поддерживать традиции ОУ в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.

2. Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка, их социальные, нравственные, физические, интеллектуальные, эстетические качества.

3. Способствовать созданию благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и способностями.

4. Формировать общую культуру личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции.

5. Организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

 6. Воспитывать у ребенка чувства собственного достоинства, патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

 7. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ОУ.

8. Объединить воспитательные ресурсы семьи и ОУ на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества.

9. Повысить компетентность родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах воспитания детей.

Воспитательные задачи реализуются в рамках образовательных областей (направлений развития): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического. 

 Партнерские отношения участников образовательных отношений, сотрудничество с социальными партнерами являются важным фактором успеха в достижении цели и задач Программы воспитания. Социальными партнерами групп общеразвивающей направленности  в реализации задач Программы являются: Музей  МОУ Сунская ОШ, КСК с. Янишполе, Янишпольская сельская библиотека, МКУ «Музей Кондопожского края», ФГБУ «Природный заповедник «Кивач» и др.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в группах интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.

 1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы воспитания

    Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного образования, определенными ФГОС ДО. Программа построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: 

1. принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 

2. принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

  принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности Республики Карелия;

3. принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

4.  принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

5.  принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоение.

1.3.Особенности воспитательного процесса

 Задачи воспитательной работы реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в группе: в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, в совместной деятельности взрослого с детьми, в индивидуальной работе, в процессе организованной образовательной деятельности, культурно-досуговых и праздничных мероприятий. Задачи воспитания решаются комплексно посредством разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, двигательной, изобразительной, восприятия художественной литературы).

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми, как эффективное средство развития, воспитания и обучения. Используются разные виды игр (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры – драматизации, инсценировки, игры с элементами труда, творческие и игры с правилами (дидактические, подвижные, хороводные т.п.).

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.

Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д. 

В реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников:  установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;  побуждение дошкольников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (дошкольниками), принципы дисциплины и самоорганизации;  привлечение внимания дошкольников к теме недели (недель), организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией; инициирование ее обсуждения, высказывания детьми своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания обучения через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения с воспитанниками; применение на занятии интерактивных форм работы с детьми: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников, групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время жизнедеятельности в группе;  организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектов (познавательных, творческих, социально значимых).

   1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов

 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего и дошкольного возраста.

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Портрет ребенка раннего возраста 

(к 3 годам)

Портрет ребенка дошкольного возраста 

(к 8 годам)

Патриотическое 

Родина, природа 

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том 

числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье и безопасность

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.  Стремящийся быть опрятным.  Проявляющий интерес к физической активности.  Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, на природе. 

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.  Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.  Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. 

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.  Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. 

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012№273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»,«…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимоотрасовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений,о беспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии спринятымивсемьеиобществедуховно- нравственнымии социокультурными ценностями».

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной и ззадач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых вобществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

с оциально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Содержание направлений воспитания

Направление воспитания

 

Ценность

Общие задачи воспитания при реализации Программы

Патриотическое 

Родина, природа

· знакомить с историей, героями, знаменитыми людьми, культурой, традициями России и Карелии; 

· воспитывать уважительное отношение к гражданам России в целом, своим соотечественникам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 

· воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному;

· воспитывать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, родного края; культурному наследию своего народа;

·  воспитывать любовь к природе своего края, России;

· формировать понимание правильного и безопасного поведения в природе, бережное отношение к растениям и животным, осознанное отношение к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Социальное 

Человек, семья, дружба, сотрудничество

· формировать у детей представления о добре и зле, о позитивном образе семьи, о распределении ролей в семье; о дружбе, о взаимопомощи людей в различных видах деятельности, о милосердии и заботе;

· формировать навыки, необходимые для полноценного существования в обществе: эмпатию (сопереживание), коммуникабельность, заботу, ответственность, сотрудничество,

умение договариваться, умение соблюдать правила; 

· развивать способность поставить себя на место другого, как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

Познавательное

Знание

· формировать целостную картину мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. 

· развивать любознательность, формировать опыт познавательной инициативы; 

· воспитывать ценностное отношение к взрослому как источнику знаний; 

·  приобщать ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.);

· формировать у детей старшего дошкольного возраста положительную установку к обучению в школе, как важному этапу взросления.

Физическое, оздоровительное

Здоровье

Безопасность

· формировать элементарные представления и навыки в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

· формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; 

· воспитывать культурно-гигиенические навыки (прием пищи, внешний вид и др.);

· воспитывать навыки безопасного поведения в быту, природе.

Трудовое

Труд

· знакомить с доступными детям видами труда взрослых и воспитывать положительное отношение к их труду;

· формировать навыки, необходимые для трудовой деятельности детей, воспитывать навыки организации своей работы, формировать элементарные навыки планирования труда; 

· формировать трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи);

· воспитывать самостоятельность, трудолюбие, стремление к полезной деятельности, желание

· приносить пользу окружающим;

· воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников).

Этико-эстетическое

Культура, красота

· воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим людям, умение считаться с их делами, интересами;

· воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикете вежливости, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; 

· воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; 

·  формировать представление о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;

·  воспитывать любовь к прекрасному, уважение к традициям и культуре родной страны, родного края и других народов; 

· развивать творческое отношение к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; 

· формировать у детей эстетический вкус, стремление окружать себя прекрасным, создавать его. 

2.2. Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы воспитания

Педагогами в рамках реализации Программы используются игровые, словесные, практические методы воспитания. Среди них:

  Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Детей систематически в самых разных ситуациях педагоги побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению  заботы о младших, о старших, к правдивости, скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнений, наблюдений. Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким  поступкам. Наблюдение за действиями взрослых, других детей формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на поведение детей.

  Метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте, особенно старшем, носит общественно полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный труд детей. С младшими дошкольниками основная задача трудового воспитания — формирование самостоятельности, ибо она — необходимая предпосылка для появления у малыша желания выполнять трудовые поручения. Со старшими дошкольниками воспитатель, организуя разнообразную трудовую деятельность, формирует навыки самоорганизации: рекомендует ребятам самим обдумать, что и для чего надо делать, как спланировать и разделить работу и т. п.Педагог помогает своим воспитанникам правильно оценивать и общие результаты, и  трудовые усилия каждого. Показателями нравственного развития детей этого возраста наряду с самоорганизацией являются доброжелательность, готовность к взаимопомощи, взаимовыручке, трудолюбие.

  Игра – действенный метод воспитания. Ценность ее как средства и действенного метода воспитания в том, что эта деятельность дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки личностного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Игра активизирует чувства и отношения ребенка, его представления об окружающем. 

  Метод убеждения. Его используют через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность.

  Метод положительного примера. Этот метод используется в педагогическом процессе для организации детской деятельности в повседневной жизни. Важно, чтобы положительный пример становился для ребенка образцом для подражания.

  Методы поощрения. Чаще всего используются при повседневном общении взрослого с детьми. Они могут иметь положительное воздействие. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки взрослого, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для близких ему людей. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях детей, о том, достойны ли они одобрения, похвалы, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем поощрять ребенка, нужно подумать, в какой мере он заслуживает похвалы. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.

Решение воспитательных задач осуществляется комплексно, в различных видах детской деятельности. В игровой деятельности наилучшим образом происходит формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств; в трудовой деятельности – трудолюбия, уважения к труду взрослых, а также таких качеств как организованность, ответственность, чувство долга, умение обслуживать себя и выполнять элементарные трудовые поручения (в помещении и на улице); в коммуникативной деятельности – навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в познавательно-исследовательской деятельности – понимание причинно-следственных связей в окружающем мире, выполнение правил поведения в природе и правил обращения с объектами живой и неживой природы; в восприятии художественной литературы и фольклора – понимание целей и мотивов поступков героев художественных произведений, желание подражать положительным примерам, стремление совершенствовать себя; в конструировании, изобразительной, музыкальной и двигательной деятельности – выражение отношения воспитуемого к своей деятельности и деятельности других, эмоциональный отклик на происходящее.

Используемые формы воспитательной работы (по направлениям воспитания)

 

Совместная деятельность взрослого и детей

 

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Патриотическое направление

Дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные, игры- драматизации, народные игры, игровые задания, чтение художественной литературы, беседы, совместная творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация) проектная деятельность досуги и развлечения праздники (тематические, фольклорные, посвященные государственным праздникам) экскурсии, целевые прогулки, непосредственно образовательная деятельность (занятия) .

Рассказ воспитателя, беседы, активизирующее общение, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, наблюдения в природе, за трудом взрослых .

Сюжетно-ролевые, подвижные и  народные игры, инсценировки, рассматривание иллюстраций, фотографий, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

Социальное направление

Игры-занятия, сюжетно- ролевые игры, игры с правилами (подвижные, настольно-печатные), театрализованные игры, дидактические игры, игровые ситуации, чтение художественной литературы, досуги, праздники,  проблемное общение воспитателей с детьми, проблемные и практические ситуации, проектная деятельность социальной направленности, организованная , НОД

Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций, активизирующее и проблемное общение, обучающие игры упражнение, наблюдение за деятельностью, поступками сверстников, анализ поступков и чувств (своих и других людей)

Самостоятельные игры различного  вида, инсценировка знакомых литературных произведений, кукольный театр, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, изготовление подарков (малышам, сотрудникам детского сада, близким людям)

Познавательное направление

Опыты и эксперименты,  экскурсии, целевые прогулки просмотр познавательных фильмов, чтение художественной и доступной научной литературы (детские энциклопедии) творческая продуктивная деятельность, познавательные проекты, конкурсы, викторины, коллекционирование, создание мини-музеев

Познавательные беседы, активизирующее общение, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, игровые и практические ситуации наблюдения .

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, детских энциклопедий, коллекций, продуктивная деятельность.

Физическое и оздоровительное направление

Подвижные, спортивные, народные игры, физические упражнения, проектная деятельность по ЗОЖ, основам безопасности, игровые, проблемные и практические ситуации,физкультурные досуги спортивные праздники, чтение художественной литературы, НОД.

Подвижные, спортивные, народные игры, физические упражнения, утренняя гимнастика, упражнения в формировании культурно-гигиенических навыков, проблемные и практические ситуации, проблемное общение, рассказ воспитателя,  беседа, минутки безопасности, наблюдение за деятельностью, поступками сверстников, их анализ.

Подвижные игры , физические упражнения, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий, альбомов.

Трудовое направление

Разыгрывание игровых ситуаций, игры - упражнения, занятия по ручному труду, дежурства, экскурсии, коллективный труд: труд рядом, общий труд, труд в природе.

Показ, объяснение, личный пример педагога, активизирующее и проблемное общение, игровые ситуации , проблемные и практические ситуации, наблюдение за трудом взрослых, сверстников самообслуживание , дежурство, поручения.

Ручной труд (поделки из бумаги, из природного материала), рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок, ремонт книг, изготовление подарков (малышам, близким людям, сотрудникам детского сада)

Этико-эстетическое направление

Игровые и практические ситуации, обучающие игры, продуктивная деятельность, проектная деятельность, чтение художественной литературы, слушание музыки, организация выставок изобразительного творчества, создание мини-музеев.

Рассказ педагога, этические беседы, беседы об искусстве, рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин, слушание  музыки.

Сюжетно-ролевые игры, рассматривание альбомов, репродукций картин, музицирование на ДМИ.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Только во взаимодействии и сотрудничестве с родителями воспитанников, возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к жизни в современном обществе. Нам  важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в образовательном процессе. Для решения задач воспитательной работы  с родителями (законными представителями) воспитанников проводятся родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми. 

Педагоги применяют средства наглядной пропаганды (информационные флаеры, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), публикуют информацию в группах  вVK , на сайте ОУ, привлекают родителей к участию в проведении праздников, развлечений, экскурсий и целевых прогулок, проектах, акциях, творческих выставках.

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию рабочей программы

Рабочая программа воспитания предполагает создание следующих психолого- педагогических условий:

1.Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Создание таких ситуаций, в  которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, обеспечение опоры на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2.Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

3.Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей воспитанию ребенка в сфере его личностного развития по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

4.Сбалансированность игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования, самообслуживания и элементарного бытового труда, то есть гармоничное слияние совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

5.Участие семьи, как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка. Поддержка педагогами родителей (законных представителей) дошкольников в воспитании детей и взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах воспитания и развития дошкольников.

6.Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

7.Оценка результатов освоения рабочей программы воспитания, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, в вопросах его воспитания в, умение ребенком самостоятельно действовать, принимать решения, анализировать свои поступки.

3.2. Материально-техническое обеспечение рабочей программы воспитания

Материально-техническое обеспечение и оснащенность групп общеразвивающей направленности МОУ Сунская ОШ предназначены для обеспечения реализации задач воспитательного процесса. Развивающая предметно – пространственная среда групп соответствует ФГОС, отвечает всем требованиям безопасности и является важным звеном в цепи обеспечения высокого качества образования, воспитания и развития.

Среда обеспечивает наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей, совершенствование их игровых и трудовых навыков; учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания:

подбор художественной литературы;

  подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);

  -наличие технических средств обучения (магнитофон, музыкальный центр, мультимедийная система);

  подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);

  подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).

Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с контингентом воспитанников групп и календарным планом воспитательной работы групп на текущий учебный год.

3.3.Планирование и самоанализ воспитательной работы

 

При организации образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Планирование воспитательной работы обеспечивает интеграцию разнообразного содержания форм работы с воспитанниками по всем образовательным областям и решение задач направлений рабочей программы воспитания во всех видах детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 Календарный план воспитательной работы отражает основные мероприятия, направленные на решение задач по направлениям рабочей программы воспитания, обязательно организуемые в группах в целом, а также мероприятия, выходящие за пределы образовательного учреждения.

При составлении плана образовательной работы в каждой группе педагоги должны учитывать мероприятия, отраженные в календарном плане воспитательной работы групп. В мероприятиях ОУ и мероприятиях, выходящих за пределы образовательного учреждения, активное участие принимают родители (законные представители) воспитанников. 

Самоанализ организуемой в ОУ воспитательной работы, результаты решения задач по направлениям рабочей программы осуществляется в рамках мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками на конец учебного года и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Итогом самоанализа организуемой в ОУ воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. Самоанализ и результаты реализации рабочей программы воспитания дошкольников рассматриваются на итоговом педагогическом совете ОУ

 

 

3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания

Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности и соответствуют установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.

Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в группах – обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.

Средаобеспечивает:

- наличие материалов, оборудования иинвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;

- учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды групп обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы воспитания:

- подбор художественной литературы;

- подбор видео и аудио материалов;

- подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты,тематическиеиллюстрацииит.п.);

- наличие демонстрационных технических  средств (экран, телевизор, ноутбук, колонкии т.п.);

- подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных,д идактических игр);

- подбор оборудования для организации детской трудовой  деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).

Материально-техническое оснащение развивающей предметно-пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы групп на текущий учебный год.

                  3.4. Календарный план воспитательной работы

МОУ Сунская ОШ ( группы общеразвивающей направленности) на 2022-2023учебныйгод

 

№ п/п

Мероприятие (тема, форма)

Направление рабочей программы по воспитанию

 

Срок проведения

 

Участники

 

Ответственные

Мероприятия внутри ОУ ( обязательные к проведению)

1

«День знаний» (тематическое занятие, праздник

Социальное, познавательное

Первая неделя сентября

2-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

2

Неделя безопасности дорожного движения (целевые прогулки, практические занятия с участием инспектора ОГИБДД)

Безопасность, социальное

3-4 неделя сентября

2-7 лет

Воспитатели

3

День воспитателя и всех дошкольных работников (культурно-досуговая деятельность, концерт для сотрудников)

Социальное

27 сентября

 4-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

4

«Осень, осень в гости просим» (тематическое занятие, развлечение, праздник, выставка творческих работ и т.п.)

Патриотическое, познавательное, социальное, этико-эстетическое

Октябрь

2-7 лет

Ст. воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель

5

Карелия-край родной (развлечение, праздник, проектная деятельность, выставка творческих работ)

Патриотическое, познавательное, социальное, этико-эстетическое

Первая половина ноября

2-7 лет

Ст. воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель

6

День матери (тематическое занятие, праздник, выставка творческих работ)

Социальное, этико-эстетическое, трудовое

Вторая половина ноября

2-7 лет

Ст. воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель

7

«Птичья столовая» (экологическая акция)

Патриотическое, познавательное, трудовое

Первая половина декабря

2-7 лет

Воспитатели

8

«Здравствуй, Новый год!» (праздник, выставка творческих работ, изготовление подарков)

Социальное, этико-эстетическое, трудовое

Вторая половина декабря

2-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

9

«День защитника Отечества» (тематическое занятие, развлечение, физкультурный досуг, праздник, изготовление подарков)

Патриотическое, социальное, трудовое

Вторая половина февраля

4-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

10

Международный женский день 8 марта (праздник, выставка творческих работ, изготовление подарков)

Социальное, этико-эстетическое, трудовое

Первая половина марта

2-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

11

День Земли (тематическое занятие, экологическая акция, трудовой десант, субботник)

Патриотическое, познавательное, трудовое

Апрель

4-7 лет

Воспитатели

12

День Победы (тематическое занятие, целевая прогулка на братскую могилу, праздник)

Патриотическое

Первая половина мая

4-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

13

День защиты детей (развлечение, праздник

Социальное

1 июня

2-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

14

День России (познавательная беседа, развлечение)

Патриотическое

Первая половина июня

4-7 лет

Воспитатели

15

«Лето красное!» (развлечение, праздник

Социальное, этико-эстетическое, патриотическое

Июнь

2-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

16

День здоровья (тематические занятия по ЗОЖ, проектная деятельность по ЗОЖ, развлечение)

Оздоровительное, социальное

1 раз в квартал

2-7 лет

Воспитатели

17

Физкультурный праздник

Оздоровительное , социальное

 2 раза в год

4-7 лет

Воспитатели

 

Мероприятия, выходящие за пределы образовательного учреждения

Муниципальный Фестиваль детского творчества «Музыкальный калейдоскоп»

Социальное, этико-эстетическое

Ноябрь

2-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

Муниципальный конкурс «Отражая любовь и заботу»

Безопасность

Декабрь

2-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель

Районная Олимпиада по подвижным играм

Оздоровительное

Май

6-7 лет

Воспитатели, старший воспитатель

Международный игровой конкурс по естествознанию

"Человек и природа" ( ЧИП)

Познавательное

Ноябрь , апрель

5-7 лет

Воспитатели

Всероссийские онлайн конкурсы, викторины, акции

Познавательное, экологическое, эстетическое, оздоровительное безопасность.

В течение года

2-7 лет

Воспитатели, музыкальный руководитель


21 января 2023 в 10:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.